Отраслевые новости |
8 июля в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания на тему «Саморегулирование в строительстве: проблемы и перспективы развития отрасли», организованные Комиссией по региональному развитию и местному самоуправлению. Главной темой обсуждения стала деятельность Национальных объединений СРО в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. Одним из информационных поводов - взыскание через судебные инстанции Национальным объединением изыскателей членских взносов с НП СРО «АИИС». Также в выступлениях докладчиков отразилось активное несогласие части саморегулируемых организаций со сложившейся формой функционирования Национальных объединений СРО стройотрасли и обеспокоенность вновь возникшими законодательными инициативами по расширению функций нацобъединений. В слушаниях приняли участие - председатель В большинстве выступлений прозвучало признание саморегулирования, как единственно-возможного механизма организации профессионального сообщества. Наряду с этим, практически все выступившие на слушаниях отмечали, что сложившаяся в результате реализации форма этого механизма нуждается в изменениях и совершенствовании. С горячим и пространным экскурсом - «что хотели», «что получилось» и «как это исправить» - выступил председатель Комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский. «На мой взгляд, всё, что происходит сейчас в саморегулировании в строительстве – это законодательная ошибка. Другое дело как она появилась…историки, экономисты при желании могут многое разглядеть. Мой личный вывод – это продукт примитивного отраслевого и ведомственного лоббизма, когда, по существу, стремились воспроизвести в саморегулировании модель федерального лицензионного центра»,- заявил В.Плескачевский. Фундаментальной ошибкой, допущенной при переходе к новой системе регулирования в строительной отрасли, В.Плескачевский назвал неоднородность вида деятельности регулируемых субъектов. Подмена регулирования «по видам деятельности», регулированием «по видам работ», привела к слишком большому числу СРО и их членов. «Во всем мире единственным регулируемым субъектом является генподрядчик, и в нашей системе главным регулируемым субъектом изначально был генподрядчик»,- напомнил председатель Комитета ГД по собственности. Регулирование основанное на видах работ привело к неоднородности рисков членов СРО и трудностям с формированием стандартов организаций, объединяющих разнокалиберные и разнонаправленные компании, считает В.Плескачевский. «Нужно восстановить принцип однородности деятельности членов СРО»,- сказал он. Также председатель Комитета ГД по собственности отметил необходимость вывести общие нормы и требования к СРО из отраслевых законов и нормативных актов в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Критики прозвучало много Практически все докладчики Общественных слушаний выразили крайнюю обеспокоенность и активное несогласие с идеей формирования на базе нацобъединений «общественных министерств». В выступлениях неоднократно подчеркивалась необходимость ограничения деятельности национальных объединений функциями предусмотренными в ст.55.20 Градкодекса РФ и недостаточную обоснованность расширения их сферы деятельности за прописанные в Градкодексе пределы. «Вопрос о содержании деятельности национальных объединений является весьма принципиальным, поскольку именно размеры и порядок финансирования их деятельности за счет обязательных взносов являются почвой для постоянного напряжения и перманентных конфликтов», - отметил юрист АСР Александр Самойлов. «Мы помним, что в Градкодексе довольно четко прописаны права нацобъединений. Просто надо пресекать любые попытки аппарата, руководства нацобъединений как-то сконцентрировать власть. Общественные министерства будут «пострашнее» государственных ведомств, …тут сразу возникают коррупционные схемы, и с этим надо побороться»,- считает председатель Правления НП «ГАП» Алексей Воронцов. «Многие понимают, что допусков выдано слишком много. Сейчас предлагают ввести какие-то механизмы - «белые книги», предквалификацию в рамках ФКС… Все эти косметические вещи ведут к возрастанию функций и полномочий национальных объединений. Государство само провоцирует национальные объединения "закручивать гайки", да они и сами с радостью повышают бюджеты и берут на себя дополнительные функции»,- отметил Генеральный директор ОАО «ВерхнекамТИСИз» Олег Есюнин. «Сейчас регулирование рынка через национальные объединения СРО является не более чем иллюзией»,- считает он. Обеспокоенность кадровым составом коллегиальных органов управления саморегулируемых организаций и объединений СРО выразил Президент Координационного совета НП «АИИС», член Совета НОИЗ Михаил Богданов, подчеркнув, что из 29 членов Совета Национального объединения изыскателей только 13 имеют соответствующее образование и опыт работы. «Поскольку национальные объединения взяли на себя все функции по взаимодействию с органами государственной власти, и госвласти это комфортно, но, при этом, профессионализм, присутствующий в профессиональном сообществе, не всегда имеет отражение на уровне национальных объединений. В результате большая часть профессионального сообщества потеряла возможность влиять на происходящее»,- считает М.Богданов. Его поддержал президент АСР Николай Кошман. «Очень плохо, что во главе организаций становятся люди, которые не понимают о чем вести разговор. Мы попросим проектировщиков и строителей обратить внимание на профессиональную подготовку руководителей СРО»,- сказал он. Вновь жесткой критике подверглось участие Национальных объединений СРО в софинансировании исполнения программы Минрегиона РФ по актуализации нормативных документов (СНиПов).
Прозвучали конкретные предложения Президент Координационного совета НП «АИИС» Михаил Богданов озвучил предложения по внесению поправок в Градостроительный кодекс, которые, по мнению организаторов слушаний, способны устранить препятствия в развитии строительной отрасли РФ и снизить напряженность в отношениях некоторой части СРО и Национальных объединений. У большинства докладчиков не нашло поддержки предложение через поправки в ГК существенно увеличить обязательное количество членов СРО проектировщиков, строителей, изыскателей. Также не встретило поддержки большинства предложение по созданию предпосылок для формирования «альтернативных» нацобъединений. Предложение о замене обязательного членства в национальных объединениях СРО членством добровольным и необходимость конкретизации функций национальных объединений, большинство участников слушаний поддержали. «Считаем, что норма закона, предусматривающая обязательное членство была принята преждевременно. Саморегулированию необходимо накопить некоторый опыт, и только потом объединятся на уровне нацобъединений, и это должно носить добровольный характер»,- отметил М.Богданов. «Нам кажется, имеет смысл рассмотреть вопрос о внесении поправок в Градкодекс в части отмены обязательного членства СРО в нацобъединениях, и конкретизация функций нацобъединений, не допуская передачи им функций контроля»,- уточнил он. Дискуссионным оказалось предложение о введении запрета на участие одного лица в коллегиальных органах управления нескольких СРО и СРО разного профиля, а также обязательность профильного образования для работы в коллегиальных органах СРО (строителей, проектировщиков, изыскателей). Выступавшие единодушно поддержали необходимость участия профессионалов соответствующего вида деятельности в коллегиальных и исполнительных органах СРО, но законодательное закрепление такого ограничения на федеральном уровне вряд ли возможно. Этот вопрос вполне может решаться на уровне самих организаций. «Мы сами доверили некоторые права и возможности, заложенные в законодательстве об СРО, нанятым управляющим. Менеджеры из юристов, бывших чиновников и неудавшихся предпринимателей во многих СРО захватили руководящие посты, и отсюда часть наших бед»,- считает председатель Правления НП «ГАП» Алексей Воронцов. «В нашем НП были определенные сложности, мы поправили Устав, выгнали жуликоватого «единоличного исполняющего органа», и сейчас зажили, в общем, прилично»,- поделился опытом А.Воронцов. По-прежнему, главным источником проблем в отрасли участники слушаний назвали отсутствие внимания государственных структур к мнению специалистов и недостаточную прозрачность возникновения, как законодательных инициатив, так и нормативных актов исполнительных органов власти. Итоговая Резолюция общественных слушаний «Саморегулирование в строительстве: проблемы и перспективы развития отрасли» будет направлена Президенту РФ и во все заинтересованные структуры. источник
Дата новости: 11.07.2011
11.07.2011 00:00
Назад в раздел
|